Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя школа №1 им. М.Аверина г.Валдай" является старейшим учебным заведением г.Валдая, расположенным по адресу: Новгородская область, г.Валдай, ул.Луначарского, д.27, а также имеет филиал, расположенный по адресу: Новгородская область, Валдайский район, с.Едрово, ул.Сосновая, д.58. Учреждение осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ общего образования: начальным, основным и средним. Приоритетным направлением является забота о физическом, психическом и нравственном здоровье детей. Образовательная организация имеет все необходимое для обеспечения образовательной, административной и хозяйственной деятельности.
О школе
История школы
МОУ СОШ №1 г. Валдай — первая средняя школа в Валдайском районе. Двухэтажное учебное здание было построено в 1939 году. Школа названа в честь умершего в 1923 году заведующего уездным отделом народного образования Михаила Михайловича Аверина, много сделавшего для её открытия. Первым директором школы (в 1939–41 годах) была Софья Николаевна Принцева. Школой руководила десятый по счёту директор — Галина Николаевна Соколова.
В 1940 году дети закончили заниматься при керосиновой лампе. Сегодня в кабинетах компьютеры, интерактивные доски. Нет во дворе школы ни памятника Сталину, ни фигуры юного горниста, которые олицетворяли собой ушедшие в прошлое политические эпохи. Изменилось и здание. Сначала к нему пристроили спортивный зал, а потом трёхэтажное крыло, окна которого выходят на улицу Луначарского. В процессе строительства снесли заборчик и высаженные к 100-летию со дня рождения В. И. Ленина 100 сосен. Столовую и учебные мастерские из подвального помещения перевели на первый этаж. Внешние преобразования шли параллельно изменениям внутришкольной жизни. Сменялись директора, поколения преподавателей и учеников.
17 июня 1941 года состоялся первый выпуск 10 класса, а пять дней спустя грянула война. Классный руководитель — учитель физики Т. Ф. Афанасьева — пережила многих своих выпускников, с кем «у школы сажала тополя, которые и сейчас шумят под её окнами». Имена тех, кто со школьного порога ушёл защищать страну, хранит мемориальная доска. Информацию о погибших выпускниках первой школы собрал, по воспоминаниям Н. П. Торгашовой, военрук Иван Степанович Семёнов. По словам Л. А. Калининой, «в начале 60-х годов сведения о бывших учениках разыскивали всей школой, вели активную переписку, составляли альбомы. Документы эти, однако, не сохранились — их, сочтя за устаревший хлам, сожгла на школьном дворе техничка Агриппина Васильевна». Но люди всё ещё помнят…
С 1941 по 1944 год в здании школы располагался эвакогоспиталь. В первый год войны учебных занятий не было. Учеников и учителей первой школы перевели под крышу педагогического техникума. Так как Принцевы — Софья Николаевна и её муж математик Николай Александрович — в начале войны уехали в Ленинград, директором был назначен сначала Степан Николаевич Лобанов (в 1941 году), а затем — Анастасия Ивановна Белова. Под её руководством учились 1942–43 и 1943–44 годы. Об этом периоде читаем, например, в воспоминаниях М. В. Демидовой:
«В 9 классе нас было 12 человек, в 10-м — около 15. Коллектив учителей был отличный. Все мы очень любили только что окончившего физмат и вывезенного из блокадного Ленинграда Николая Николаевича Васильева, учительницу истории и нашего классного руководителя Зою Дмитриевну Кононову. Позже у нас работали математик и физик Николай Александрович Принцев, учителя русского языка и литературы Таисия Петровна Абельская и наш классный руководитель в 10 классе Людмила Ивановна Берницкая, учительница химии Валентина Александровна Балакирева, учительница черчения Тамара Ивановна Берницкая, учительница немецкого языка Виктория Яковлевна Майкон, находящийся на лечении раненый военрук Николай Васильевич Котов. Директором школы была Анастасия Ивановна Белова.
Несмотря на частые воздушные тревоги, школа работала постоянно. Экзамены сдавали во всех классах, начиная с 4-го, почти по всем предметам. Только позже, уже будучи студенткой университета, я поняла, какие отличные знания нам дали наши дорогие учителя. Спасибо им!
Учащиеся сами мыли полы, пилили и кололи дрова в школе. На большой перемене мы получали тоненький кусочек чёрного хлеба, маленький кусочек сахара и горячий чай.
Несмотря на трудные условия, жизнь школы кипела. В школе был прекрасный хор, которым руководила Нина Александровна Мельникова, аккомпанировала на рояле Лидия Николаевна Принцева. Самыми любимыми популярными песнями у нас тогда были, наверное, песни из кинофильма „Два бойца“, особенно „Тёмная ночь“. Было много хороших чтецов, которыми руководила артистка Новгородского драматического театра Мирзоева (к сожалению, не помню её имени). Тогда Новгородский драмтеатр работал в Валдае. Помню их прекрасные постановки пьес в Доме культуры. Старшие школьники часто давали концерты в госпиталях, даже выезжали на фронт под Старую Руссу. А ещё дежурили в госпиталях, помогая раненым, работали на расчистке снега и разгрузке вагонов на военных складах в Чернушке. Там нас часто подкармливали: давали сухари, сахар, горячий чай. Летом мы сами косили, сушили сено для школьной лошади, работали в колхозе, заготавливали дрова.
Зима 1942–43 годов была очень тревожной: шли Сталинградская битва, бои под Ленинградом, под Старой Руссой, да и на всех фронтах. Мы недосыпали из-за воздушных тревог, частых бомбардировок. Был убит во время бомбардировок Саша Смирнов, ученик 8 класса.
Вначале тревожный голос Левитана по радио к лету стал приносить всё больше радостных известий и фактов. В школе прошла встреча с совсем ещё молодым героем Сталинградской битвы — Яковом Федотовичем Павловым, и мы с огромным удовольствием отмечали на карте наши освобождённые города.
В 1943 году школу окончили 16 человек. Начали учиться в 10-м классе ещё несколько мальчиков, но они были зимой мобилизованы в армию. Многие погибли. Погиб и Ваня Бойков.
Наш класс окончил школу в 1944 году. Нас, выпускников, было уже около 20 человек.
Большинство выпускников 1943 и 1944 года получили высшее образование и работали в разных местах нашей страны».
Когда в 1945 году школьное здание по улице Луначарского освободили от госпиталя, перебрались туда. Директором становится Иван Фёдорович Богатырёв, учитель-словесник. Восстанавливали отопительную, водопроводную и канализационную системы, не было мела, бумаги, учебников… Классы были переполнены возвратившимися из эвакуации детьми. В 1945 году школа так разрослась, что в ней в 30 классах было более тысячи человек, 50 учителей, два завуча. К августу разделились на три школы: среднюю (нынешнюю), а также семилетку и начальную.
Анализ содержания Книги приказов по школе 1944–1946 годов позволяет сделать вывод о том, как трудно было наладить дисциплину в большом послевоенном коллективе. Директором И. Ф. Богатырёвым подписано 6 приказов о нарушении дисциплины учителями, 14 — учениками, 8 — техническим персоналом. Наказания — предупреждение, выговор, отчисление, увольнение, передача дела в народный суд «на предмет привлечения к уголовной ответственности военрука школы Яковлева А. В., опоздавшего 30 января на физзарядку, не явившегося в этот же день на два урока военного дела и на два урока 2 февраля без уважительной причины». Есть и благодарственные приказы, всего два: «За добросовестную работу государственного значения по переписи населения г. Валдай и учёту скота ученикам 8 классов» и «за хорошую подготовку к лыжному кроссу военруку Давыдову». Из Книги приказов узнаём также о проблемах по уходу за школьной лошадью Манькой. Один из приказов написан о необходимости систематического учёта успеваемости школьников и о низком качестве их знаний.
Приказ №44 от 2 июля 1945 года по Валдайской средней школе №1 подписан уже директором А. А. Боковой. То, что Анна Александровна Бокова работала директором средней школы №1, подтверждается также воспоминаниями Т. П. Никольской. В её «Очерке развития среднего образования в Валдае», хранящемся в партийном архиве обкома КПСС г. Новгорода, на стр. 24 читаем: «В 1944 году по приказу наркома просвещения Потёмкина учительство Валдая возвращалось в родные края, все занимали свои прежние места. Во главе средней школы была снова вернувшаяся из эвакуации А. А. Бокова. Работали мы в здании первой школы, которая уже была освобождена от госпиталя».
Анна Александровна Бокова директорствовала почти весь 1945–46 учебный год. С 10 апреля 1946 года директором назначен Иван Павлович Кирстя. Предположительно, он довёл учебный год, хотя им подписаны приказы только от 10 и 15 апреля. Приказы от 20 апреля и от 4 мая оставлены без подписи директора. С 1946–47 учебного года на целое десятилетие средняя школа №1 развивается под руководством Николая Петровича Курочкина. Школьную лошадь благодаря Герою Советского Союза Я. Ф. Павлову заменила машина-полуторка, застеклили окна, привели в порядок полы, мебель. Постепенно сменили печное отопление. Разработали школьный участок. Построили метеорологическую площадку в школьном дворе. Проводили наблюдения, ставили опыты.
Это годы формирования стабильного коллектива, школа 50-х постепенно становится элитной. В это время начали работать известные многим поколениям валдайцев математики Александра Алексеевна Гурьянова и Иван Васильевич Гурьянов, учитель химии Софья Ивановна Хромова. Английскому учил Аркадий Николаевич Беркетов, а немецкому — Татьяна Иосифовна Ерманович. Отлично работали географы Мария Моисеевна Письменная и Маргарита Владимировна Демидова, историки Галина Владимировна Старикова, Константин Дмитриевич Прокофьев. Нашли своё место в школе учитель физкультуры Геннадий Леонидович и словесник Роза Васильевна Никифоровы. Учили русскому языку и литературе также Татьяна Порфирьевна Никольская, Лидия Васильевна Гурьянова, Александра Дмитриевна Рыжкова. Начальные классы вели в жизнь Нина Петровна Цветаева, Евгения Фроловна Белова, Клавдия Павловна Моисеева, Ольга Алексеевна Румянцева…
Во время директорства А. Н. Беркетова (1958–1982 годы) в школу придут Алексей Васильевич Степанец, Василий Петрович Зимин, Наум Соломонович Марголин, Василий Михайлович Шинин, Любовь Ивановна Шинина, Надежда Петровна Герасимова, Лидия Александровна Калинина, Клавдия Васильевна Сергеева, Нина Владимировна Иванова, Александра Николаевна Чиркунова, Мария Ивановна Щетинская, Александр Иванович Устинов, Георгий Иванович Лебедев, Нина Николаевна Мишкина, Татьяна Евгеньевна Шушина, Людмила Васильевна Цаун, Юрий Гельмутович Вейс-Вендт, Антонина Васильевна Кирюхина, Галина Николаевна Соколова, Надежда Николаевна Андреева, Нина Александровна Беркетова, Галина Ивановна Лаврова (Геворкян), Нина Сергеевна Нефедова, Надежда Егоровна Фадина, Валентина Александровна Корнева, Эвелина Васильевна Пушная, Анфуза Афанасьевна Ширяева, Александр Антонович Миренков, Аркадий Григорьевич Сафронов, Нина Александровна Гладышева, Мария Павловна Донкина….
В первую школу (это была единственная средняя школа в городе 40–50 х годов) стремились устроить детей из лучших семей. Культ школы, учения, учителя поддерживался родителями, обществом, передавался из поколения в поколение. Благодаря родительской поддержке, основанной на искреннем уважении, укреплялся имидж учителя. Людмила Петровна Курочкина вспоминает, как многое значила школа в жизни семьи, где она воспитывалась: «Главный праздник в нашем доме был 1 сентября. К нему готовились заранее. У меня был кожаный портфель. На каждый день — новая ленточка для волос, несколько белых воротничков. В доме каждый день говорили о школе».
В 60-е годы, как вспоминает Лидия Александровна Калинина, в школе было всего достаточно: много наглядных средств обучения, ТСО, поступали новая мебель, книги для библиотеки. Зарплаты учителя вполне хватало на то, чтобы он мог в отпуске поездить по стране, оформить подписку любимых книг, пригласить в гости коллег или учеников (причём это не было редкостью). Праздники отмечались коллективно, о них и сегодня рассказывают с улыбкой, в деталях, которые как нельзя лучше дают представление о том, что за люди работали в школе — каждый со своими особенностями, слабостями, пристрастиями.
Лидия Александровна Калинина работала директором средней школы №1 с 1982 по 1998 год.
Она приняла на работу Сергея Викторовича и Наталью Ивановну Тереховых, Валентину Александровну Федотову, Геннадия Константиновича Кирюхина, Татьяну Константиновну Потагину, Наталью Геннадьевну Савушкину, Татьяну Валентиновну Котович, Галину Николаевну Соколову, Светлану Ивановну Складчикову, Алевтину Викторовну Иванову, Анну Павловну Ботину, Раису Алексеевну Герасимову, Ларису Николаевну Ревенко, Людмилу Ивановну Спирину, Сергея Николаевича Парамонова, Инну Константиновну Тургунову, Надежду Михайловну Лабзину, Галину Николаевну Иванову…
Благодаря Лидии Александровне появились и прижились такие замечательные школьные традиции, как, например, Пост №1, Вахта памяти, День здоровья, смотры строя и песни. Во время директорства Лидии Александровны был отличный учительский хор, группа здоровья. Появились классы для детей-шестилеток со спальной комнатой, классы филиала Лычковского СПТУ-23, был проведён эксперимент по ускоренному обучению в начальной школе, началось углублённое изучение отдельных предметов, было введено разноуровневое обучение (классы развивающего обучения, классы нормы, классы компенсирующего обучения, профильное обучение). Стараниями Лидии Александровны Калининой школа №1 была признана «Школой года» в 1996, 1997 и 1998 годах.
Десятый директор школы Галина Николаевна Соколова дала путёвку в жизнь Ольге Николаевне Засецкой, Наталье Аркадьевне Субботиной, Ирине Викторовне Антиповой, Марине Валентиновне Васильевой, Надежде Михайловне Золотарёвой, Алексею Ивановичу Дичкову… Всех не перечислить!
В соответствии с записями книги учёта трудовых книжек по Валдайской средней школе и книги личного состава, которые ведутся с 1950 года, всего в школе с 1950-го по 2009 год работало 247 педагогов. Не учтены фамилии тех людей, кто ушёл из школы, отработав один год и менее. Учителей начальных классов за эти годы было 45 человек, словесников — 30, преподавателей иностранных языков — 28, математики — 26, истории — 16, физики — 14, биологии — 12, географии — 11…
Школа 50–90-х годов отличалась строгостью, требовательностью, установкой на обязательный коллективный труд (учебный и внеучебный). Поддерживали чистоту в школе, собирали макулатуру и металлолом. Л. А. Калинина помнит время, когда «на школьном участке работали не за страх, а за совесть. Рассаду не покупали — сами выращивали в теплице. Сажали не абы как: опытные грядки находились под наблюдением, сравнивались, записывались результаты. Чего только не было посажено! Даже конопля росла… И летом, и осенью ездили в совхозы. Месяцами жили с ребятами в лагерях труда и отдыха в Лучках, в Новотроицах, в Бору. Заготавливали сено и силос, пололи, окучивали летом, позднее — убирали урожай, собирали камни на полях. Работали и на ферме, чистили коровники, помогали доить, а потом отдыхали в красном уголке, там же устраивали концерты для доярок. Готовили еду, мыли, стирали — всё сами… Но главным всегда оставались уроки. Учителя оценивались и детьми, и родителями по тому, как честно они трудились».
Учитель советской школы выполнял социальный заказ: воспитывал коллективную личность в коллективе и через коллектив. Коммунисты, комсомольцы, пионеры выдвигали своих лидеров — проводников коллективных идей. Эти идеи оказались настолько живучими, что лишь сила сильнейшая — Особенная Личность — могла заслонить их, преобразовать, может быть, но не изжить.
Нет сомнения в том, что личностные качества педагогов сыграли огромную роль в создании образа Учителя первой школы. Притчей во языцех стала требовательность математиков первой школы, эрудированность литераторов, оптимизм физкультурников и чудотворчество трудовиков. Не всех, не каждого… Только 23,3% учителей, как следует из анализа анкет выпускников школы и газетных статей, оставили яркий след в их судьбе. 23,3% учителей первой школы доказали, что «смотреть на мир одинаково» не значит работать и жить по стандарту. Настоящий Учитель — тот, кто по-своему преобразует действительность, открывая и закрепляя в ней лучшее.
Энергетической мощи таланта особенно ярких педагогов хватало на то, чтобы и коллеги не выпадали из «обоймы», соответствовали званию учителя первой школы.
Этот образ постоянно изменялся, но не кардинально, — до тех пор, пока не произошёл политический переворот в стране. В какой-то момент показалось, что мчащийся в будущее поезд дальнего следования оказался в тупике, из которого не выбраться. Исчезла школьная форма, в прошлом остались октябрята, пионерская и комсомольская организации, ученикам разрешили бегать и кричать на переменах, дополнительные занятия после уроков стали восприниматься как посягательство на права ребёнка. На уроках ребята теперь могут и должны активно общаться не только с учителем, но и друг с другом. Учитель перестал быть основным источником информации, он ориентирован на организацию условий, в которых учащиеся могли бы самостоятельно добывать знания и применять их в практической деятельности. Воспитательная работа тоже вышла из берегов школьной жизни. Кружки, студии, секции ждут талантливых ребят в центрах дополнительного образования, где с ними работают специалисты. Это веяния новой эпохи. Первая школа чутко улавливает перемены, идёт навстречу завтрашнему дню. Начался капитальный ремонт здания, которое, конечно, состарилось за 70 лет. Постепенно обновляются педагогический коллектив и материально-техническая база. Во все времена в первой школе непросто было работать и учиться, но она для многих стала вторым домом. Об этом говорит, например, выпускница 1949 года Ольга Михайловна Черемовская (в девичестве Бронзова): «Из 18 выпускников класса только трое потерялись, а 15 всю жизнь общались: переписывались, встречались, как родные люди. На сегодняшний день пять человек осталось в живых из выпуска шестидесятилетней давности, встречаемся, переписываемся, помним о школе».
За три месяца подготовки к школьному юбилею около 150 человек — выпускников и учителей первой школы — откликнулись на просьбу заполнить анкету, написать воспоминания, поделиться фотографиями. Почти каждый оставил слова благодарности, признание в любви родной школе, выразил уверенность в том, что первая была и будет лучшей школой Валдая.
Т. Потагина, преподаватель МОУ СОШ №1
Образование и формы обучения
В МАОУ «СШ № 1 им.М.Аверина» реализуются уровни общего образования:
— начальное общее образование;
— основное общее образование;
— среднее общее образование.
Формы обучения — очная.
Нормативный срок обучения:
начальное общее образование — 4 года;
основное общее образование — 5 лет;
среднее общее образование — 2 года.
Численность обучающихся:
по программам начального общего образования -240 чел.;
по программам основного общего образования — 298 чел;
по программам среднего общего образования — 18 чел.
Образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации — русском.